Каким образом можно выстраивать границы и правила?
Действительно, это бывает достаточно сложно. Первоначально необходимо наладить контакт с детьми - как волонтер представит себя ребенку, так тот и будет его воспринимать. При налаженном контакте ребенок будет более открытым в общении и готовым сотрудничать.
Несколько советов:
Необходимо выстраивать контакт уважительно. Детей лучше называть по именам. В начале общения для этого можно использовать бейджи или кусочки бумажного скотча с именами. Если используются уменьшительно-ласкательные имена, то это должна быть форма общения со всеми детьми, а не обращение, относящееся к конкретному ребенку. Для этого можно изначально проговорить с детьми, как кого будут называть во время занятий.
Если возникают ситуации недопонимания или обиды, важно говорить о своих чувствах и о чувствах других. В коллективе детей, воспитывающихся в интернате, между ними и преподавателями, складываются определенные взаимоотношения. Выстроить новые взаимоотношения для ребенка бывает сложно и страшно, так как социальный опыт отсутствует. Поэтому когда волонтер говорит о своих чувствах и ощущениях, он дает ребенку понять, что открыт для общения, и обучает его алгоритму действия.
Волонтеру важно помнить, что для детей он будет являться образцом способов и манер общения. Все это поможет детям в будущем развить собственные способности для построения новых социальных контактов.
Волонтер может научить детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формам взаимодействия и общения, которые существуют в мире за пределами интерната - он может приносить детям правила реального мира. Это не означает нарушения правил учреждения, но во время занятия волонтер должен устанавливать свои, помня, что это в каком-то смысле тренинг социальной компетенции ребенка (например, в отличие от принятого порядка обращения детей к взрослым по имени-отчеству, волонтер может ввести правило обращения к себе только по имени).
Сохраняйте наши советы - они вам обязательно пригодятся! И не забывайте делиться ими с друзьями-волонтёрами.