Среда – это то, что окружает нас, та действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Для особенного малыша нужна умная, многокомпонентная, специально сформированная среда, которая позволит ему расти и развиваться.
Такая среда сама может стать специальным средством развития ребенка, создавая условия и предоставляя новые стимулы для расширения его возможностей. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют особенности развития в следствие первичных проблем со здоровьем, такой подход становится сверх продвигающим и мотивирующим ребенка к развитию на принципиально другом уровне.
Мы все знаем путь через тренировку навыков. Тогда сформированный навык и позволяет ребенку познавать какой-то вид деятельности. Тренировка навыков обязательна для особенного ребенка. Однако развитие ребенка идет намного интенсивнее, когда сама жизнь ставит ему цели. Среда, ставящая цели высокого порядка – это огромнейший потенциал для развития ребенка. И если для здорового ребенка многие такие элементы формируются сами, естественным образом, вследствие его развивающейся активности, то для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенно для детей с малой подвижностью, создание таких средовых компонентов для развития ребенка, становится важнейшей задачей родителя.
Как это работает:
- У любой деятельности должен быть продукт. Очень важно создание для ребенка любого возраста возможностей получения продуктивной деятельности. И именно среда может стать этой возможностью. Поддержка ребенка в получении результатов и создание условий для его результативности и будет здесь важнейшей ролью родителя. Достал игрушку, надел носок… Это и есть продукт деятельности малыша. Постепенно с взрослением и развитием ребенка, результаты его деятельности будут становиться более сложными и наполненными деталями. У ребенка при этом формируется картинка, что он владеет окружающей реальностью и может ею управлять. Тем самым происходит мотивация малыша к расширению границ самостоятельной активности.
2. Спонтанно создаваемая внешняя среда самостоятельно дает ребенку толчок и условия для стимулирования его развития. Задача родителя – не препятствовать ребенку познавать внешний мир, а напротив стимулировать появление таких внешних возможностей. Социализация ребенка, его общение с другими детьми, нахождение в детских коллективах – и будет тем фактором, который вне зависимости от возможностей по здоровью необходим для его развития.
3. Творческая составляющая в создании управляемой среды дает ребенку возможность ощутить себя частью взрослого мира и повысить внутреннюю ценность себя. Рисунок ребенка, повешенный на стене в рамочке – уже даст малышу представление о важности для внешнего мира его достижений. Ребенок должен и может проявлять творчество в процессе выбора для себя элементов одежды, оформления своей жилой зоны и др. Кулинария также может стать проявлением такой творческой составляющей – даже самый простой бутерброд может стать готовым произведением.
4. Самостоятельная активность ребенка – важнейший элемент для развития. Ребенок должен получать возможности самостоятельного поиска пути решений - как что-то сделать. Ребенок должен получить возможность ошибаться, искать наилучшие пути входа и какой- либо ситуации и выбирать эти пути самостоятельно. Особенно это важно для детей с ограниченной подвижностью. Ребенок, самостоятельно решая проблему, например, доставания какого-то предмета, расширяет не только границы своих физических возможностей, но и дает толчок для развития познавательной активности и получает мотивацию к новым личным достижениям.
Как же организовать управляемую среду для Вашего ребенка на практике? По мере создания такой среды у родителей возникает множество вопросов, ведь ребенок может быть ограниченным в подвижности, иметь свои особенности по здоровью и прочее. Задача нашего проекта - помочь родителям быстро находить ответы на возникающие вопросы для создания ребенку наилучших возможных условий для развития.
Проект «Шаг за шагом» является победителем Конкурса Президентских грантов-2020